Пришивать или приклеивать?!

26.03.2018

Статья от изобретателя ВАЛЕШЕЙ Ю.В. Василевского
 
Уважаемые любители ВАЛЕШЕЙ, в этой заметке я хотел бы высказать свое мнение в отношении методов крепления подошвы ЭВА к валешам, а именно, о достоинствах и недостатках клеевой и прошивной технологии. Так как в разное время мы использовали оба этих метода, то я могу сравнивать их на основе собственного опыта и накопившихся отзывав потребителей. Судя по обращениям на наше предприятие и обсуждениям в интернете, этот момент и сейчас интересует многих любителей валеш.
В начале для крепления подошвы мы использовали клеевой метод. Этот выбор тогда определялся банальной причиной - отсутствием у нас машины, позволяющей пришивать подошву необходимой нам толщины. Тонкую 5 мм подошву пришить было можно, но функционально она не отвечала требованиям уличной носки.
С точки зрения производства клеевой метод очень трудоемок и весьма неэкологичен. Используемый в технологии наиритовый клей достаточно токсичное химическое вещество с едким неприятным запахом. И в принципе обувь, изготовленная с использованием такого клея, уже не вполне удовлетворяет критерию экологичности, к которому мы как производители всегда стремились. Кроме того, в процессе испытаний и по отзывам покупателей стали выявляться случаи отклеивания подошвы. При изучении этого вопроса выяснилось следующее. Для защиты овечьей шерсти от различных внешних факторов предусмотрительная природа покрыла ее особенным жиром - ланолином. Причем в некоторых местах шкуры овцы его концентрация оказывается выше средней. При изготовлении войлока шерсть промывается, перемешивается, но все равно иногда остаются участки войлока с повышенным уровнем жира. Именно на таких участках склейка войлока и подошвы ЭВА оказывается непрочной даже при точном соблюдении технологии. Интересно то, что некоторые покупатели, у которых произошла такая "беда", самостоятельно пришивали подошву толстой нитью или пользовались для этого услугами "Ремонта обуви". После такой операции проблем с подошвой не возникало.
Другой неприятностью при приклейке подошвы является частое выдавливание клея из места склеивания на боковую поверхность подошвы. Такие подтеки ухудшают внешний вид обуви, а их удаление является достаточно трудоемкой операцией, сравнимой с собственно приклеиванием.
В 2012 году в результате длительных поисков мы нашли и приобрели мощную рантопрошивочную машину итальянского производства, позволяющую прошивать набор в 38 мм. В 2016 году была приобретена еще одна такая машина. Началась "эпоха" прошивной подошвы.
При внедрении прошивной технологии существовал ряд опасений.
Во-первых, высказывалось предложение, что нитка шва, при отсутствии специальной канавки в подошве, пойдет по наружной плоскости протектора и будет подвержена быстрому перетиранию. На практике выяснилось, что сила натяжения нити при прохождении шва обеспечивает утапливание ее в массив подошвы на 1-1,5 мм. Это предотвращает контакт нитки с поверхностью и ее преждевременное истирание. Кроме того, для прошивки подошвы применяется очень прочная армированная синтетическая нить. И наконец, как уже упоминалось выше, всегда имеется возможность самостоятельного ремонта обуви при необходимости.
Во-вторых, при прошивании подошвы производятся ее сквозные проколы, которые теоретически, за счет капиллярности ниток, могут обеспечивать проход влаги с поверхности к войлочной подошве. Однако опыт носки валеш показал, что при нормальной зимней погоде (на которую они и рассчитаны) никаких проблем в данном аспекте не возникает. При хождении в валешах при положительной температуре по мокрой снежной "каше" или лужам действительно через некоторое время начинает подмокать войлочная подошва. Однако, это случается в одинаковой степени как с валешами с прошитой, так и с прикленной подошвой, и объясняется тем, что основная часть влаги попадает непосредственно на войлочный рант в виде мокрого снега или воды.
Основываясь на изложенных рассуждениях, считаю прошивной метод крепления подошвы оптимальным для такой обуви как валеши. Хочу также заверить наших покупателей, что мы постоянно работаем над совершенствованием технологий в плане повышения качества продукции.
 Ю.В. Василевский